Документ содержит комментарии к законопроекту «О внесении изменений в статью 10.2-1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», предлагающему увеличение совокупной суммы денежных средств, которые могут быть переданы в течение календарного года по договору индивидуального инвестиционного счета (ИИС), до 3 миллионов рублей.
Профессиональное сообщество положительно оценило данную новацию как направленную на повышение привлекательности ИИС, диверсификацию портфеля инвестора в рамках ИИС (при достаточности предложения финансовых инструментов на рынке), стимулирование увеличения объема инвестиций на российском рынке ценных бумаг.
Профучастники в целом поддерживают изложенную в пояснительной записке к законопроекту позицию о нецелесообразности стимулирования вложений российских граждан в иностранные финансовые инструменты за счет средств федерального бюджета посредством предоставления налоговой льготы в виде инвестиционного налогового вычета в рамках ИИС (такая льгота должна быть нацелена на поддержку инвестирования в российскую экономику).
Однако сам запрет на приобретение иностранных ценных бумаг за счет имущества, учитываемого на ИИС, может привести к поиску возможностей реализовать инвестиционные потребности с точки зрения потенциальной доходности и тех рисков, которые инвесторы готовы на себя принимать, и, в конечном итоге, к уходу инвесторов в офшорные зоны и на иные менее прозрачные рынки с повышенным риском (например, на рынок криптовалют или рынок Forex). Кроме того, учитывая, что институт ИИС был введен и развивался в целях стимулирования роста инвестиций граждан на рынке ценных бумаг, нежелательно возможное сокращение количества ИИС.
Одновременно СРО НФА предлагает уделить проблеме применения санкционных ограничений особое внимание, поскольку она непосредственно не связана с инвестициями в рамках ИИС, а касается в целом любых инвестиций российских граждан в иностранные ценные бумаги. Ассоциация готова предложить решения и считает целесообразным сохранить возможность приобретения иностранных ценных бумаг за счет имущества, учитываемого на ИИС, в том числе без распространения на них налоговой льготы.
Отдельного рассмотрения требует вопрос инвестирования в ценные бумаги иностранных эмитентов с российскими активами (например, Yandex, Rusal и другие), в том числе для привлечения долгового финансирования путем размещения еврооблигаций через специальные компании, созданные в иностранных юрисдикциях. Ценные бумаги иностранных эмитентов, ведущих бизнес в России, а также ценные бумаги российских эмитентов, выпущенные по праву иностранного государства, пользуются популярностью у инвесторов – владельцев ИИС.
В этой связи, а также учитывая потребность в осуществлении текущих операций по финансовым инструментам, предлагается наделить Правительство Российской Федерации или Банк России правом определять критерии и (или) доли от вложенных средств, которым должны соответствовать ценные бумаги иностранных эмитентов, приобретение которых за счет имущества, учитываемого на ИИС, не будет приводить к потере налоговой льготы.