10 декабря 2020 года Президент СРО НФА Василий Заблоцкий выступил по видео-конференц связи на XVIII Российском облигационном конгрессе, проходящем 10-11 декабря в очном формате в гостинице Holiday Inn Московские Ворота в Санкт-Петербурге.
В рамках пленарного заседания: будущее российского облигационного рынка в эпоху пост-COVID Президент СРО НФА отметил важность создания комфортных и безопасных условий инвестирования для граждан, на фоне их массового притока на фондовый рынок.
По словам Президента СРО НФА, с целью создания таких условий летом 2020 года принят Федеральный закон о категоризации инвесторов, разработка которого велась более года при активном участии СРО НФА и профессионального сообщества. Указанный закон призван защитить граждан, которые не являются квалифицированными инвесторами, и его положения вступают в силу с 1 апреля 2022 года.
— Предусматривается, что перед принятием поручения на покупку определённых инструментов (заключения определённых сделок), характеризующихся повышенными рисками, брокер обязан провести тестирование розничного инвестора на понимание инструмента (сделки) и основных рисков по нему, — указал Василий Заблоцкий.
Согласно закону, порядок проведения тестирования и определения его результатов, содержание тестов и иные связанные с тестированием вопросы, определяются базовым стандартом по защите прав инвестора, над которым ведётся активная работа, добавил Президент СРО НФА. По его словам, специально созданная рабочая группа на площадке Ассоциации разработала примерные тестовые вопросы и Концепция тестирования, которые направлены в Банк России.
— Достигнуты договорённости с Банком России об утверждении Базового стандарта к марту 2021 года для предоставления возможности профучастникам доработать свои процедуры и приступить к пробным тестированиям, — отметил Президент СРО НФА.
Касаясь вопроса развития ИИС, Президент СРО НФА обратил особое внимание на создание благоприятных условий для роста инвестиций в финансовые инструменты с использованием ИИС типа «Б». По его словам, с этой целью НФА совместно с Банком России разрабатывает поправки в действующее законодательство. Для этого предлагается увеличить сумму взноса на ИИС с 1 до 3 млн рублей, внести поправки о лимитированном и внелимитном изъятии денежных средств без потери налоговой льготы и другие меры, стимулирующие инвесторов использовать ИИС с вычетом типа «Б».
Кроме того, Президент СРО НФА отметил роль Ассоциации в развитии новых инструментов на российском облигационном рынке. Так, говоря о структурных облигациях, Василий Заблоцкий рассказал о том, что российские эмитенты и участники финрынка пока не пользуются активно этим инструментом из-за существующих сложностей, связанных с выпуском, обращением и владением этим инструментом. Чтобы разрешить указанные сложности в СРО НФА действует рабочая группа по структурным облигациям.
— Основная проблема заключается в правовой неопределённости их статуса — возникают риски применения к комплексным ценным бумагам норм законодательства о ПФИ (в части налогообложения, признания сделки с КЦБ сделкой с ПФИ), а это не соответствует природе КЦБ, — обратил внимание Президент СРО НФА.
По его словам, ведётся активная дискуссия по проекту изменений в законодательство, регулирующее комплексные ценные бумаги, в том числе структурные облигации, который после обсуждения с Банком России будет направлен в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку.
Также Президент СРО НФА отметил, что важно иметь возможность предлагать этот продукт физическим лицам. При этом Банк России уже предпринял шаги для этого, подготовив в конце ноября проект Указания Банка России «О критериях структурных облигаций, которые могут предлагаться неквалифицированным инвесторам». По словам Василия Заблоцкого, в этом свете особое значение приобретает вводимое тестирование инвесторов и предоставление возможности покупать такие инструменты гражданам, успешно прошедшим тесты.
Кроме того, Президент СРО НФА отметил роль Ассоциации в создании инфраструктуры для обеспечения «полного цикла» для жизни этого инструмента. В частности, ведётся активная работа по формированию Определяющего комитета (аналог Определяющего комитета ISDA), который должен принимать решения о наличии или отсутствии событий дефолта, в отношении выпускаемых в российском праве структурных облигаций, добавил он.
Отдельно Президент СРО затронул тему развития устойчивого финансирования на российском рынке. При активном участии СРО НФА в Рабочей группе по законодательному и нормативному обеспечению условий формирования системы стандартизации и верификации зелёных финансовых инструментов при Комитете Государственной Думы по финансовому рынку и Рабочей группе по развитию «ответственного» (ESG) принято Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 года № 3024-р, устанавливающее ключевые положения развития устойчивого финансирования в России. В нём закреплена координирующая роль Минэкономразвития России по вопросам развития инвестиционной деятельности в этой сфере, а также закреплена роль ВЭБ.РФ в качестве методологического центра в области устойчивого финансирования, сообщил Василий Заблоцкий.
Также было отмечено, что СРО НФА активно участвовала в деятельности Рабочей группы ВЭБ.РФ по созданию модельной методики для верификации зелёных финансовых инструментов.
Говоря об инфраструктурных облигациях, Президент СРО НФА заявил, что Ассоциация при поддержке Банка России в настоящее время оценивает перспективы разработки рыночного стандарта по этому инструменту в дополнение к Положению Банка России от 19.12.2020 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг», и его ключевые положения будут рассмотрены на предстоящем заседании Российского Совета по первичному рынку капитала.
Помимо этого, Президент СРО НФА затронул темы входа компаний МСБ на облигационных рынок, международной работы Ассоциации: сотрудничество с Международной ассоциацией рынков капитала (ICMA), работу в рамках Совета НФА – Российского Совета по первичному рынку капитала над Кодексом участников первичного рынка облигаций; сотрудничество с Национальной ассоциацией институциональных инвесторов на финансовом рынке Китая (NAFMII), в рамках которых совместно с участниками российского финансового рынка проводит анализ перспективных направлений сотрудничества и прорабатывает вопросы, требующие внимания двух ассоциаций.