СРО НФА направила в Банк России комментарии к докладу регулятора «Управление финансовым продуктом: подходы к оценке и управлению потребительскими рисками», подготовленные с учетом мнений и предложений профессиональных участников рынка ценных бумаг – членов СРО НФА.
В качестве положительных эффектов совершенствования управления финансовым продуктом участниками отмечены: повышение интереса частных инвесторов к финансовым рынкам, рост финансовой грамотности, унификация риск-категорий продуктов и положительного опыта взаимодействия с потребителями в отношении них, повышение индекса удовлетворенности клиентов, повышение лояльности клиентов финансовых организаций.
Особое внимание в комментариях уделяется оценке нового финансового продукта (инструмента). Ряд участников поддерживают децентрализованный подход процесса оценки по установленным правилам и методикам. При этом критерии модели оценки, в частности, потребительских рисков и полезности финансовых продуктов (инструментов) должны быть едиными и прозрачными для всего рынка.
По мнению профучастников, оценка финансовой организацией соответствия финансового инструмента опыту и потребностям потребителя может осуществляться как в ходе его разработки, так и реализации. Такая оценка целесообразна именно для массовых потребителей / массовых сделок (розничных каналов), но выглядит препятствием для однократных (one-off) сделок с инструментами, разработанными под конкретного клиента (например, сделок ВПФИ). Таким образом, важно проработать возможность дифференцированного подхода.
В числе предлагаемых профучастниками методов оценки обозначены, например: опросы фокус-групп, оценка исторической успешности продаж инструментов, оценка объёма негативной обратной связи (жалоб, претензий, вопросов, свидетельствующих о непонимании/неверном понимании качеств продукта) от потребителей продуктов, опросы удовлетворенности, клиентские интервью, рыночные исследования.
Кроме того, целесообразно проработать вопрос о введении отзывов/рейтингов финансовых продуктов от клиентов, которые уже приобретали тот или иной финансовый продукт (инструмент). Рейтинги могут быть разработаны СРО совместно с участниками и быть публичными. При этом отзыв/рейтинг могут оставить только те клиенты, которые приобретали инструмент.
Затруднения в процессе управления финансовым продуктом могут возникнуть, например, при встраивании механизмов и правил управления продуктом в существующие процессы создателей, дистрибьюторов продуктов, а также возможны сложности, связанные с неоднозначной (субъективной) интерпретацией правил управления (например, при реализации такого требования, как «максимизация потребительской ценности»).
Ознакомиться с комментариями СРО НФА к докладу можно здесь.