Зеленые облигации

В настоящее время при активном участии НФА в Рабочей группе по законодательному и нормативному обеспечению условий формирования системы стандартизации и верификации зеленых финансовых инструментов при Комитете Государственной Думы по финансовому рынку и Рабочей группе по развитию «ответственного» (ESG) финансирования под председательством заместителя Министра экономического развития Российской Федерации И.Э. Торосова принято Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 года № 3024-р. Оно устанавливает ключевые положения развития устойчивого финансирования в России. В частности, в нем закреплена координирующая роль Минэкономразвития России по вопросам развития инвестиционной деятельности в этой сфере, а также закреплена роль ВЭБ.РФ в качестве методологического центра в области устойчивого финансирования.

Также НФА принимает активное участие в деятельности Рабочей группы ВЭБ.РФ по созданию модельной методики для верификации зеленых финансовых инструментов и Рабочей подгруппы Банка России по развитию рынка финансовых инструментов и инфраструктуры устойчивого развития, привнося свою экспертизу и экспертизу своих членов.

НФА плодотворно сотрудничает с Международной ассоциацией рынков капитала (ICMA) по данному направлению, являясь ее ассоциированным членом.

В продолжение проекта по развитию инструментов устойчивого финансирования, НФА в 2019 году присоединилась к международной инициативе ООН в сфере корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития – Глобальному договору ООН и стала членом Ассоциации «Национальная сеть Глобального договора».

Являясь членом Азиатского форума по ценным бумагам c 2018 года, НФА регулярно участвует в подготовке совместных обзоров о развитии рынка устойчивого финансирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которые доступны на сайте НФА, а также в обмене опытом со своими коллегами – ассоциациями, представляющими азиатский рынок. 





RSR_ICO410.png Особенности регулирования и эмиссии зеленых облигаций в России

Подробнее / свернуть


RSR_ICO530.png

Регуляторные требования

Положением Банка России от 19 декабря 2019 года № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг» был введен институт облигаций с использованием денежных средств, полученных от их размещения на цели, связанные с финансированием и (или) рефинансированием проектов, направленных на сохранение и охрану окружающей среды («зеленые облигации»).

Положением Банка России № 706-П установлены общие требования к зеленым облигациям в части подготовки решения об их выпуске, в частности:

  • использование всех денежных средств, полученных от размещения облигаций, или эквивалентного объема денежных средств на цели, связанные с финансированием и (или) рефинансированием проекта (проектов), направленного (направленных) на сохранение и охрану окружающей среды, положительное воздействие на экологию, предотвращение изменения климата или адаптацию к изменению климата и соответствующего (соответствующих) международно-признанным целям, принципам, стандартам и критериям в сфере экологии и (или) «зеленого» финансирования и (или) целям и основным направлениям устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации и критериям проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации (таксономия зеленых проектов) в части зеленых проектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2021 года N 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации»;
  • описание проекта (проектов), для финансирования и (или) рефинансирования которого (которых) будут использоваться денежные средства, полученные от размещения облигаций, с указанием целей и направлений реализации проекта (проектов), его (их) характеристик, подтверждающих соответствие проекта (проектов) принципам и стандартам проектов в сфере экологии и "зеленого" финансирования, качественных и количественных показателей, характеризующих положительный эффект от его (их) реализации на окружающую среду и (или) климат, описание стадии, на которой находится реализация проекта (проектов) на дату подписания решения о выпуске облигаций, или указание на то, что реализация проекта (проектов) на дату подписания решения о выпуске облигаций не начата, с установлением планируемого срока начала реализации проекта (проектов) и (или) условий, при выполнении которых будет начата реализация проекта (проектов), указание принципов и стандартов проектов в сфере экологии и "зеленого" финансирования, которым соответствует проект (проекты), описание того, как цели и направления использования денежных средств, полученных от размещения облигаций, соотносятся со стратегией эмитента по вопросам устойчивого развития (стратегией устойчивого развития), а также того, как эмитент планирует выявлять риски возникновения возможных негативных последствий для окружающей среды и социальной сферы, связанных с реализацией проекта (проектов), и управлять такими рисками. 

В случае если на дату подписания решения о выпуске облигаций не определен проект (проекты), для финансирования и (или) рефинансирования которого (которых) будут использоваться денежные средства, полученные от размещения облигаций (далее для целей настоящей главы - проект (проекты), - описание политики эмитента по использованию денежных средств, полученных от размещения облигаций, содержащей:

  • конкретные цели и направления использования денежных средств, полученных от размещения облигаций;
  • процедуры отбора и оценки проекта (проектов), включая критерии отбора и оценки проекта (проектов), обеспечивающие соответствие проекта (проектов) принципам и стандартам проектов в сфере экологии и "зеленого" финансирования, а также сроки определения проекта (проектов);
  • описание того, как цели и направления использования денежных средств, полученных от размещения облигаций, соотносятся со стратегией эмитента по вопросам устойчивого развития (стратегией устойчивого развития);
  • описание того, как эмитент планирует выявлять риски возникновения возможных негативных последствий для окружающей среды и социальной сферы, связанных с реализацией проекта (проектов), и управлять такими рисками;
  • иные сведения по усмотрению эмитента.

Одной из ключевых новаций для зеленых облигаций является то, что в качестве последствий невыполнения эмитентом условия о целевом использовании денежных средств, полученных от размещения облигаций, решение о выпуске может содержать либо право владельцев таких облигаций требовать досрочного погашения принадлежащих им облигаций, либо указание на то, что такое право владельцам облигаций не предоставляется, а также иные последствия нецелевого использования денежных средств, полученных от размещения облигаций (например, право владельцев облигаций требовать приобретения эмитентом принадлежащих им облигаций, условие об увеличении размера дохода по облигациям, в том числе размера процента (купона), включая порядок изменения размера процента (купона), указываемые эмитентом по своему усмотрению.


Создание методологического центра по зеленым облигациям

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 года № 3024-р установлены ключевые направления развития устойчивого финансирования в России.

Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» была определена в качестве методологического центра в области развития инвестиционной деятельности в сфере устойчивого (в том числе зеленого) развития и привлечения внебюджетных средств в реализацию проектов развития в Российской Федерации.

ВЭБ.РФ создал отдельный раздел в на сайте ВЭБ.РФ в сети Интернет «Методология зеленых финансов». Национальная методология по зеленому финансированию была разработана в период с марта 2020 г. по май 2021 г. для создания каркаса национальной системы зелёного финансирования. Она прошла общественные обсуждения, экспертизу международного сообщества и Межведомственной рабочей группы под руководством Минэкономразвития РФ. В мае 2021 г. она внесена в Правительство для утверждения, а 21.09.2021 утверждена Постановлением Правительства.

НФА активно участвовала в деятельности Рабочей группы по разработке национальной методологии, привнеся свою экспертизу и опыт своих членов.





Контакты
photo

Начальник Управления рынков ценных бумаг

Андрей Крылов

+7 (495) 980-98-74 (140)

info@nfa.ru
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов Cookies, других пользовательских и технических данных, в соответствии с нашей Политикой в отношении обработки персональных данных Прочитать.